#ТурДур или путешествие по Балканам

Сейчас я вам расскажу про мое самое крутое путешествие! Да, именно путешествие и приключение, а не поездка или отпуск. Итак, я, моя сестра и ее муж на майские праздники запланировали поездку в страны, в которые никто не ездит))) Вышла авантюра, из серии «есть что рассказать внукам»))

Изначально от Балкан я не ожидала ничего особенного. Казалось, что там ненастоящая Европа и разруха как в фильме «Евротур». Но, боже, как же я ошибалась! Это путешествие одно из самых ярких, красивых и…. именно там количество приключений на наши жопы просто зашкаливало! Чего только стоит проезд через границу без визы! Но обо всем по порядку.

bulgaria

Итак, моя сестра с мужем живут в Болгарии и мы решили посетить все ближайшие страны. Мой маршрут выглядел так: Россия → Сербия → Болгария → Македония → Черногория → Хорватия → Босния и Герцеговина → Хорватия → Болгария → Россия. Ну и не по одному городу в стране мы планировали посетить. В общем, из серии «а вам слабо?»)))

Рейс для самоубийц

Билеты из России я купила в Болгарию, но не прямые, конечно же, а как я их называю «для самоубийц». 29 апреля в 4.30 утра я вылетала из Шереметьево в Белград (Сербия), там была 10 часовая пересадка и только потом самолет вез меня в Софию (Болгария). При этом в Софии я не собиралась задерживаться, потому что через 2,5 часа после моего прилета мы с сестрой и ее мужем должны были сесть на автобус, который увез бы нас в Скопье (Македония). Понимаете, ни один мой рейс не должен был быть задержен! Жизненно важно было успеть на этот автобус, потому что следующий был только через два дня!! А у нас забронированы апартаменты, куплены билеты. В общем, если опоздаем – то всё, путешествие можно заканчивать.

Как я писала выше, мой рейс «Москва-Белград-София» я называю рейсом для самоубийц)) Почему – объясню позже. В Белград я прилетела в 6 утра и поперлась гулять по городу. С чемоданом. Не рискнула его сдавать в багаж, боялась потерять время и опоздать на автобус. А камеры хранения в аэропорту имени Никола Теслы не оказалось). «Ну и пофиг» — решила я, «попрусь с чемоданом, впереди новый город и новая страна!» Всем советую до центра ехать на автобусе А1, проезд стоит всего 300 динар, что на наши деньги примерно 175 рублей. Можно еще дешевле на автобусе №72, проезд обойдется в 89 динар (примерно 70 рублей) – но такой автобус не очень комфортный, потому что остановок делает много, людей тоже много. Оно вам надо?) Ну и для справки, такси стоит от 14 до 60 евро — зависит от зоны, куда вы поедете.

белград

Кстати, деньги, можно поменять в аэропорту.

На окраинах Белград не впечатлил: серые дома-коробки, разруха, некоторые дома так и остались разрушенными после войны. А вот центр очень и очень милый. Везде чисто, много парков, зелени, фонтанов.

Белград

Обязательно прогуляйтесь по крепости Калемегдан. Я там была в 8 утра: тихо, гуляют семьи, собачники (очень много собачников!), вид на Дунай.. если бы жила бы там – каждое воскресенье бы гуляла))

kalemegdan

река Дунай

Завтрак мне обошелся где-то в 200-300 рублей и это в самом центре Белграда! И видели бы вы порцию… Жалею что нет фото, но представьте: яишница из трех яиц, три сосиски, салат, сыры, картошка фри и кофе. Я обычно за день столько не ем, а тут обед!

белград

В общем, после такого обеда, я решила, что Белград просто прекрасный город))

Еще немного погуляла и пора уже было ехать в аэропорт. Я решила сделать это на такси, потому что до автобусной остановки было далековато. Пошла искать такси, так как к поездке я всегда готовлюсь заранее, то знала, что от центра до аэропорта такси стоит максимум 1300 динар (примерно 800 рублей). Ну и чо. Никто меня не хотел везти за эти деньги, все говорили, что меньше чем за 1800 не повезут. Но я же упертая, искала до последнего, и пока не поняла, что до вылета осталось пара часов и я могу вообще не улететь, решила, что ОК – поеду за 1800. И именно в этот момент все такси исчезли с улиц города)) Я бегала со своим чемоданом в поисках, но не было такси! Не было! Я уже почти начала реветь, как вдруг вижу – такси едет! Остановила его, можно сказать, телом и мы поехали. Таксист был очень доброжелателен, разговорчив и сука довез аж за 2500 динар. Короче, мораль! В интернетах, конечно, опытные путешественники напишут вам цены и способы проезда, но не верьте им слепо. Цены меняются, дороги строятся и время идет! Конечно, я вам тут тоже расписала цены, и они для вас должны быть ориентиром, никак, не точной цифрой. Будьте к этому готовы!

Белград

В аэропорт успела. И вот теперь пришло время рассказать, почему я называю эту поездку рейсом для самоубийц. До Болгарии я летела на малюююсеньком самолете, на 50 человек (обычно я летаю на самолетах, рассчитанных на 500 человек), он тарахтел, трясся, но самое ужасное, за окном я видела вот это:

bulgaria

Да, да, лопасти. Я сидела у окна и молилась, чтобы они не оторвались. Было страшно. Но длилось недолго – всего 1 час 20 минут.

Македония

Еле живая я прилетела в Болгарию к сестре и мы помчались с ней на автовокзал. Необходимо было успеть на этот автобус до Македонии, иначе наш план «100 стран за 10 дней» провалился бы. Успели. Билеты на автобус мы купили на вокзале, заранее их не продавали. Это, кстати, огромный минус всех Балканских стран: мало где можно купить билеты заранее через интернет, междугородняя транспортная система плохо развита и вообще можно не уехать. Мы ухватили последние билеты. Стоили около 1000 рублей на наши деньги (15 евро). Ехали мы 7 часов. Автобус – обнять и плакать. Как маршрутка. Такая маленькая пассажирская газель. Очень тяжело на такой ехать. Но выбора не было. Да и мне неважно – главное, новые города и страны, а неудобства переживу!

В час ночи мы приехали в Скопье, нашли наши апартаменты. Бронировали их на букинге. Стоили они мало – около 1500 тыс рублей (24 евро) на троих за сутки. В ночи они показались нам очень крутыми – 2 комнаты, балкон, ванна, все современное такое. Но утром… Все было также, только мы увидели, что диван, на котором я спала, весь в пятнах, кухня вся заляпана жиром и вообще как-то мерзко. Но это сложно предугадать, на фото грязь не видно.

Про Скопье могу сказать одно – одного дня вам хватит! Окраины напоминают бедные кварталы в нищих азиатских странах, а в центре македонцы решили собрать все самое лучшее – все памятники, фонтаны, колонны.

Но не смотря на все это великолепие, в городе довольно грязно. А многие памятники облиты краской. Кто это сделал, зачем? Я не знаю.

Македония

Порадовал старый город с мощенными улочками. Уютно.

Но Скопье имеет один огромный плюс – за весь день я потратила всего 7 евро! При этом был шикарный обед!

Также советую посетить крепость – тихий район с неплохими видами.

Все рядом, на транспорт тратиться не придется. Люди приветливые. Я бы еще посетила городок Охрид, но времени у нас было мало. Так что если соберетесь в Македонию – впишите в планы Охрид. Там красивая природа и шикарное Охридское озеро.

Скопье

Автобус Македония — Черногория

С транспортом по маршруту Македония — Черногория все плохо. Осенью, зимой и весной возит только один перевозчик и то не факт, что рейс состоится. Нам повезло, и мы купили билеты. Цена – 30 евро на человека. На этом сайте можно вбить ваше направление, и вы получите список перевозчиков https://www.balkanviator.com Ехать 12 часов!

Но самое страшное нас ждало впереди! На границе Македония-Косово меня отказались пропускать… а все потому что у меня не было шенгенской визы! Представляете, для Косово нужна шенгенская виза! Страна, которая сама себя возомнила страной, требует шенгенскую визу!!! Конечно, я об этом не знала, как и не знала, что мы поедем через Косово. Это был мой косяк, надо было все узнать досконально. В итоге меня попросили выйти из автобуса, сестра с мужем пошли со мной. Я шла и не верила в это. Ночь, дождь, граница Косово и Македонии. Нас высаживают. Куда дальше. Другого пути попасть в Черногорию нет. Только на самолете. И тут нас привели к начальнику. Уж не знаю, что меня спасло, то что мы выглядели безобидно или то, что муж моей сестры гражданин евросоюза, но десять минут разговоров с мольбами «пропустите, мы просто туристы, мы просто путешествуем» сделали свое дело и меня пропустили. Заходим мы в автобус под аплодисменты, а наши места уже заняли турки!)) Но нам уже было все равно. Хотя вру. Меня ждал еще выезд. Два часа мы ехали по Косово и очко у меня сжималось. Но на выезде, как ни странно, ко мне даже никто не пристал. А могли за незаконное прохождение границы либо в тюрьму отправить, либо штраф от 1000 евро влепить. И только въехав в Черногорию мы расслабились! И снова рано) Вывод: всегда, передвигаясь на автобусе, узнавайте через какие страны вы поедете! Нам очень и очень повезло, я читала истории, когда людей высаживали и никто не слушал их.

Будва

Приехав в пять утра в Будву, мы пошли искать наши апартаменты. По навигатору. Идти не больше километра. Но вот мы идем полчаса, час.. А нужной улицы так и нет. Спрашиваем полицейских, они не знают. Звоним хозяину, он недоволен, что мы его так рано разбудили, бормочет что-то типа «ищите дом с синей крышей». В 7 утра я хотела упасть и заплакать. Снять отель в такое раннее утро невозможно, они все с 12. Когда пошел третий час поисков, муж моей сестры увидел дворника, снова позвонил хозяину и попросил объяснить по местным ориентирам и о, боги, дворник понял! В 7.30 утра мы все-таки попали в наши апартаменты. Как оказалось, хозяин на букинге указал старый адрес. Уже сто лет в обед как улица была переименована.

Цена 50 евро на троих за 3 ночи. Жилье скромное, но чистое и с шикарным балконом!)

Черногория – это одна из любимых моих стран! Горы, море и невероятный воздух. Мы попали в сезон цветения, поэтому дышалось нам отлично. В первый день прогулялись по Будве:

Черногория

Достопримечательностей немного, но это и даже хорошо: можно неторопливо прогуливаться и никуда не спешить. Самые известные достопримечательности – это старый город, памятник балерине и Славянский пляж!

Старый город можно осмотреть за час, не забудьте подняться на крепость, оттуда открывается вид с открытки.

Будва

Потом мы перекусили в кафе сэндвичем и вином за 7 евро. Прошлись по набережной вдоль стоянки яхт.

На второй день мы отправились в Котор. Доехать туда просто – с автовокзала каждые полчаса ездят автобусы. Время в пути – 20 минут. Цена – 2 или 3 евро) Самое примечательное в этом городке – Бото-Которская бухта. Если честно, это самое красивое место, которое я видела в своей жизни.

Правда и тут не обошлось без историй. После того, как была сделана эта фотография с моей ноги слетел тапок и упал в пропасть))

Котор

Достать его было невозможно. А нам еще полдня гулять, в горах магазина нет. Но я не успела расстроиться, потому что моя сестра говорит: «А я запасные для тебя взяла! Вдруг бы дождь пошел!» В общем, мы поржали, я переодела тапки и пошли мы дальше карабкаться на вершину.

Бото-Которская бухта это must visit вообще для всех людей. Жюль Верн писал, что это самая красивая в мире бухта. Я не видела все бухты мира, но от созерцания бухты в Которе я почти плакала.

В Черногорию стоит вернуться и посмотреть все остальные города, покататься на машине, искупаться в море, надышаться воздухом и напиться вином. И я вернусь. Не зря мой тапок остался там)

котор

kotor

Котор

Хорватия

Утром мы уже поехали в Хорватию! И это еще одна цветущая, обворожительная страна!

dubrovnik

Доехать на автобусе тоже не составляло труда. Несколько раз в день из Будвы в Дубровник идут автобусы, билет можно купить прямо на месте в кассе. Длина пути чуть больше 3х часов, цена – не больше 15 евро.

Дорога до Дубровника – это офигенные виды на море, горы, пляжи. В общем, время в пути пролетает быстро. Отельчик в Дубровнике у нас был маленький, но зато с каким видом!

Ночью этот вид был еще круче – миллион огоньков. Мы завтракали и ужинали на террасе и лично я мысленно благодарила Бога и Вселенную за то, что у меня есть возможность видеть такую красоту. Чувство благодарности к миру в такие минуты во мне зашкаливает.

Dubrovnik

В Дубровнике у нас был всего один день. Мы отправились в старый город (там, кстати, снимали «Игру Престолов»!) и плутали в его улочках целый день. У нас был список достопримечательностей, но иногда лучше забыть о нем и гулять просто наобум. В итоге и все достопримечательности увидели, и кайф от прогулки получили.

Советую забраться на стены крепости. Это недешево – около 1000 рублей на наши деньги, но оно того стоит. Виды завораживают:

Цены в Дубровнике гораздо выше, чем в соседней Черногории. Горячее блюдо от 20 евро. Пиво от 5 евро. Мы заказали пиццу на всех, я еще съела салат и выпила 0,5 пива (да-да, алкаш)) – вышло 17 евро. Это был самый дешевый вариант. Дешевле только был наш ужин – мы купили продукты в магазине, уселись на нашей террасе и с удовольствием поели) Да, мы ели бутеры с паштетом! Но зато с каким видом! Это был очень крутой ужин=)

Кстати, в Дубровнике мы еще и засветились на местном ТВ. Журналисты снимали сюжет про опасную дорогу, по которой мы шли от отеля до старого города и муж сестры даже дал интервью)). Кстати, дорога реально опасная, надеюсь, они там уже построили тротуары для пешеходов.

Босния и Герцеговина

Переночевав, на следующий день утром мы отправились в Боснию и Герцеговину, в городок Мостар. Но в Хорватию собирались еще вернуться.

Билеты на автобус купили на вокзале, цена в районе 10-15 евро, ехать часа три, не больше.

Еще на въезде в страну я поняла, что чот мне не нравится здесь. Если коротко – разрушенный совок. Видели фильмы, в которых показывают Балканы как забытое богом место, полное разрухи? Так вот. Это всё о Боснии. В районе вокзала очень неуютно, здания старые, полуразрушенные. В общем, как и по всему городу.

mostar

Все дело в том, что Босния до сих пор не восстановилась после войны. Каждый второй дом – разрушен бомбежкой. В центре города кладбище с практически одинаковой датой смерти. Многие жители лишились конечностей и таких людей мы часто встречали на улице. Слава богу, ночевать в этом городе мы не планировали, поэтому сразу же купили билеты на ночной автобус, чемоданы оставили на автовокзале и пошли искать хоть что-то прекрасное в этом забытом Богом месте. И таки нашли! Полностью отстроенный заново после войны старый город! Брусчатка, уютный рыночек, домики на горе, река– вот тут мы и пропали на весь день)

Но самое главное развлечение – прыжки в воду! Прямо с моста, высота которого 28 метров, боснийские прыгуны ныряют в ледяную воду.  Любой желающий прыгнуть не может, иначе разобьётся. Чтобы прыгнуть, нужны годы тренировок. А что взамен? Подаяния от туристов. В общем, стоят туристы, глазеют. И вот такой прыгун, вернее даже не сам прыгун, а его «продюсер» ходит среди туристов и говорит, что человек прыгнет в воду за 10 евро. Туристы быстренько скидываются и шоу начинается!

Ну если честно – выглядит круто.

Что еще было крутого? Мороженное, которое стоило не больше евро, но было таким вкусным, что Италия с его хваленным джелатто стояла в сторонке. Вкусный и дешевый обед с видом на мост (13 евро на человека).

mostar

Вечером мы пошли на автовокзал ждать автобус в Хорватию. Путь мы держали в столицу – Загреб. Цена – 25 евро на человека, время в пути 9 часов. В общем, пришли, вокзал закрыт, сидим радуемся, что билеты купили еще утром и тут я вспоминаю: Мы же багаж оставили на вокзале!

Бежим со всех ног, стучимся в запертые двери в истерике (оставаться в этом городке совсем не хотелось)), тут к нам подходит охранник, мы ему объясняем, что наши вещи внутри и слава богу, у него был ключ)

Загреб

В общем, забрали мы вещи и счастливые поехали в Загреб.  Но уже по традиции, приехав в 6 утра в город и даже договорившись с хозяйкой апартаментов, ждем ее на лавочке у дома 1,5 часа. Квартирку мы сняли самую дешевую, но зато двухкомнатную. Стоило это 4 тыс рублей (50 евро) на троих на 2 ночи. Квартирка была грязненькая и неуютная. Но зато дешево и в центре города).

zagreb

Если коротко, то Загреб показался обычным городом, ничем особенно не запомнился, но погулять денек-два однозначно стоит. Город чистый, большой, такая стандартная Европа. Но топ моих любимых мест выглядит так:

Церковь Святого Марка. Она как будто накрыта пледом, который связала бабушка:

Загребский собор

zagreb

И парк недалеко от Церкви Святого Марка. Очень там уютно)

Плитвицкие озера

Самое интересное нас ждало впереди! На следующий день рано утром мы поехали на Плитвицкие озера – невероятно красивое место, памятник ЮНЕСКО! С центрального автовокзала автобусы ходят каждые два часа, ехать примерно 2,5 часа, цена на наши деньги около 1000 рублей на человека в одну сторону (100 кун).

За вход тоже придется заплатить — 180 кун или 24€ за взрослого и 70 кун или 9€ за ребенка. За два дня билет дороже (37 евро и 18,5 евро).

плитвицкие озера

Гуляли мы, пока наши ноги не начали отваливаться. Территория огромная – за день не переходить! Кстати, парк работает до 7 вечера. Красоты я расписывать не буду, все равно не найду таких слов, так что просто фото озер, водопадов, ручейков, природы….

Если честно, это уже был конец нашего путешествия и мы очень устали и хотели уже домой. Но приехав на Плитвицкие озера, мы ощутили себя так, как будто и не было десяти дней путешествия. Потому что, когда видишь такую красоту природы, забываешь об усталости и недосыпах.

plitvickieozera

плитвицкие озера

Уехали обратно в Загреб мы практически на последнем автобусе. Вечером у нас был автобус в Софию (Болгария). Опять ночной. Цена 50 евро, время в пути 12 часов.

Всего у нас было за десять дней три ночных переезда. И это просто убийственно. Они очень выматывают. Мы не высыпались, тело затекало, хотя автобусы и были комфортными. Но такой опыт ночных переездов вряд ли я решусь повторить (ага-ага).

Утром мы приехали в Софию. Потому что там живут моя сестра с мужем. А у меня были еще сутки до вылета в Москву). Планов не было, мы прокатились по горам, поели черешню с клубникой, пошопились и утром 9 мая я улетела в Москву.)

Путешествие было тяжелое, с приключениями, но какое же оно было насыщенное! Столько красивых городов и природных шедевров я не видела ни в одной моей поездке. Поэтому, советую! Берите мой маршрут и в путь!)

dubrovnik

Кстати, догадались почему мы это путешествие назвали ТурДур?)) По-моему, все очевидно)))